На предыдущую страницу

Год 1997, наводнение.

Ванна утром, после грозы.
      Девяносто седьмой год у нас на особом счету. Дождь нас поджидал уже в Симферополе. Это было очень символично. Во всяком случае из каждой пары дней поливало нас как минимум один. Во всяком случае домой мы вернулись как бледные поганки - белые и ослизнившиеся.

Когда мы ночевали в Бахчисарае
, всю ночь на юго-востоке, как раз где-то в районе Каньона, бродили мрачно-чернильные тучи, сверкали молнии. Утром мы проспали и опоздали на первый автобус. Но нас это не особенно расстроило - мы всегда на него опаздываем. Во всяком случае последних четыре года. К трем дня мы добрались в Соколиное. Там почти не капало, единственное, что нам было непривычно - уж очень громкий шум потока внизу, когда мы шлепали по слишком влажной дороге к ресторану. В лесу было мокро. И холодно. Очень мокро и очень холодно. У Пании нас ожидал первый сюрприз - там, где мы обычно переходили посуху, а в более влажные годы по камешкам, весело струился поток, этак по колено. Народ около Ванны Молодости тусовался, но в воду лезть не спешил. Ну так им и надо.

7-8 вечера, еще можно было снимать.      Нам торопиться было особенно некуда, мы вернулись к рюкзакам,  к Пании, привычно-вяло сочащейся между припудренных мохом камней, погуляли по окрестностям, неодобрительно посмотрели вслед двум молодым людям, которые пробурчав что-то маловразумительное ушли в Каньон, даже не испив кристальной водички из источника, что у нас считается святотатством.

Потом вокруг быстро потемнело, зашумело - загремело - засверкало и... закапало. Мы поставили палатку, покидали в нее рюкзаки, окопались, и вчетвером с трудом в нее упаковались.  Немцы считают эту палатку трехместной. Угу... 185x185. Малорослые, однако. Таких дождей мы в Крыму еще не видели. Через два часа шум потока приблизился к нам вплотную. Высунувшись мы увидели... Мы читали об этом в книгах. Слышали по телевизору. Но все это оказалось жалким подобием того, что мы увидели. Дождь не шел, он струился. Каньон ревел. ЭТО уже не было похоже на поток воды. От стены до стены в всполохах молний  ворочалось, бушевало и на глазах росло буро - коричневое чудовище.

Выдержка - 40 секунд - (Зенит-автомат).

Несмотря на ливень мы оделись, взяли бесполезные фотоаппараты  и двинулись к Ванне Молодости. Эту прогулку в темноте, при свете фонариков, конусы света которых проявляли в сияюще пелене дождя только фрагменты потрясающей картины, нам не забыть. Каньон сочился жидкостью. Все узкие расщелинки стали водопадами, каждая пересохшая долинка - речушкой. Прямо под ногами, из под покрытых мхом камней били фонтанчики , высотой сантиметров по 10-15 - карстовые полости постепенно заполнялись водой.

Вот она какая, настоящая Пания.
        Грохот воды мешал говорить. В потоке, как мячики, бодро прыгали и постукивая перекатывались камешки килограмм по 30. Зрелище удивляло, потрясало,  шокировало. Слов у нас больше не было. Мы просто смотрели на поток и друг на друга. Оказаться сейчас там, на пару километров дальше, где есть только ложе и многосотметровые гладкие стены - и обратный путь один - вниз по течению, вместе с камнями и бревнами. Нам просто повезло.

Когда мы вернулись, нас ждал еще один сюрприз - Пания предстала во всей красе. У истока, у выхода из пещеры перед нами предстал купол воды, высотой сантиметров 30, и диаметром около метра. Воды темно-синей, чистой, как вечернее небо, ничуть не похожей на глинистый сель в основном русле. Внизу, где бетонные столбы с водозамерными рамками, вода перехлестывала через мостик - как на хорошей микро - гидроэлектростанции, в две струи 1.5 x 2.5 метра. Это длилось около часа. Потом пошел песок, глина и всякий мусор.

Утром нового дня.      Палатка наша к тому времени стала напоминать снаружи Ноев ковчег. Поставленная на более-менее возвышенном месте, она, как остров, покоилась в огромной грязной луже. Благо это была ее первая экспериментальная экспедиция, и она честно оправдывала выложенные за нее 100 марок в Германии. На две трети  8-сантиметрового непромокаемого контура дна она была под водой. Внутри было тепло, сухо, жарко и очень тесно. А при ворочаньи с боку на бок дно палатки   колыхалось и громко булькало. Ночью поток шумел преизрядно, было полное ощущение, что вот еще совсем  чуть-чуть, и поплывем.

Дождь к утру прекратился. Поток в Каньоне был фантастичен, но уже не то, что ночью. Все трещины - водопады скрылись, только промоины и вывороченный мох отмечали места выхода вынужденных "родников". Мы посидели часов до 10, а потом решили выбираться, стали  готовиться к переправе, хотя переправляться вброд особого желания на было - при первой попытке вода через два шага дошла до... Ну "вам в общем по пояс будет" ( Помните "А зори здесь тихие" ? ). Обвязанный веревкой доброволец уже сделал первый шаг в воду, когда сверху, слева, спустился наш ангел-хранитель в форме велосипедиста.
Он нас и вывел из Каньона, через какие то мелкие протоки, заброшенными, скользкими тропами. Километра за 2 от ресторана. И мы впервые после 4-летнего перерыва пошли на Ай-Голгофу, ой, простите, Ай-Петри по серпантину.  Как ни крути, что по солнцу, что по тени, что утром, что в полдень, а 5 часов вынь да положь. Это по асфальту, в режиме 45 мин идем, 15мин отдых.