В начало раздела

Продолжение
по заявкам публики

Бансай от Демерджи.Вообще Демерджи сама великий специалист по бансай. Таких сосен, какие растут на Демержди нет ни в одной посвященной этому великому искусству книге. Если бы братья - японцы увидели ее творения - легли и вымерли бы от зависти. Все - таки человеческим поделкам еще далеко до матушки природы. Хотя, наверное, тут человеческий гуманизм роль играет - жалко ему так деревья мучить. Там каждое растение - вызов всему живому. Завязанные узлами корни на голых скалах, под дикими, немыслимыми углами перекрученные стволы, то стелящиеся по стенам, то гордо венчающие каменные столбы - зрелище завораживающее.

* * *

Вершина Южной Демерджи (она же спина Екатерины)Люди нам встречались разные. Хороших, конечно, больше. Особенно нам везло с руководителями туристических групп, которых мы встречали. Был второй год нашего знакомства с Демержди, пошли мы традиционо втроем - Попов, Бобичев и Бобичева ( Попов нам целый год завидовал, потому что так и не попал в музей Айвазовского). Это был самый потрясающий поход - на Демерджи лежал плотный туман, плавно переходящий в облака . В тот год в Большом каньоне у нас разбился фотоаппарат и мы остались без слайдов. И, конечно, такой Долины привидений мы больше никогда не видели. Сфинкса еще было видно, а выше - сплошная стена тумана. Он был прямо осязаемый, тягучий и вязкий , как кисель. Вымокли мы в минуты. В этом клубящемся море временами ветер делал оконце, в котором освещенные солнцем фигуры Демерджи выглядели как другая планета - прямо творения океана из Соляриса.

Потом окошко захлопывалось, и вокруг оставался только туман. Было достаточно тепло, часов 11 утра, и мы решили подняться наверх. Группу мы встретили около спуска на Джурлу. Треугольная гора - Долина ПривиденийРуководитель произвел на нас неизгладимое впечатление- в шортах, майке с микки-маусом, распятом на солидном животе, горных ботинках, и с огромным темно-фиолетовым носом. Мы как раз узнали название "Джур-Джур", ну и спросили. Тот внимательный взгляд, которым он нас осмотрел, нам почему-то очень запомнился. А потом он сказал : ну _ВЫ_ часа через три-четыре дойдете. И нарисовал на бумажке , как идти по склонам, потому что по верху мы бы точно заблудились, как три ежика в тумане. Эта "туманная" экскурсия нам запомнится на всю жизнь. Леса там нехоженые, деревья огромные, идешь, а рукава тумана стелятся между стволов, как реки. Крон деревьев не видно, кажется что стволы уходят в бесконечность... И пронзительная тишина. Только шепот листьев где-то там, вверху. Как мы добрались - сами удивляемся. Молодые были, дикие. С одной безымянной банкой тушенки ( оказавшейся, кстати при ближайшем рассмотрении печенью трески ) и двумя флягами воды потащились неизвестно куда и неизвестно зачем. Потом, правда, оказалось что не даром, потому что разведали самый живописный и приятный маршрут похода по Демерджи от Лучистого до Генеральского. Ну и Джур-Джур... Это Джур-Джур. Сходите посмотрите, если не лень. Вам понравится. Единственная неприятность - он с 97-го платный. Скоро в Крыму все будет платным.

Родник Чабан-Чохрак и могила Виталия ГромоваИ еще был руководитель алуштинского турклуба - влюбленный в горы и в Демерджи в частности.  Мы получили огромное удовольствие от общения с человеком, который,  себя вне этих мест просто не представляет. А так же полный комплект информации по растительному миру Демерджи - хобби, наверное, у него такое. Мы не только не думали, что столько всего экзотического растет на Демерджи, но даже и названий таких никогда не слышали. А еще он показал нам  старинный татарский родник Чабан- Чохрак в  удивительном лесу урочища Джурла, с горьковатой, но очень вкусной водой и, к сожалению, достаточно традиционным для Крымских гор памятником трагически погибшему спасателю рядом.

Отрицательные персонажи на Демерджи у нас сплошь одни лесники. Ленивые и зажравшиеся. Причем что со стороны Лучистого, что со стороны Генеральского. Лежит ТАКОЕ в тенечке, около родничка, морда 9х12, с овчаркой, трескает персики из сада рядом и деньги с туристов сшибает. И немалые. А в 100 Что может быть красивее сосен на скалах?метрах, в Долине привидений, какие-то паразиты костер бросили, и пошли. Мы его потушили, выходим - сидит. Мы, говорит, лесное хозяйство, взяли Долину привидений и Южную Демерджи в аренду ( знаете, у нас уже и горы  в аренду сдают ). Платите за проход. Еще один Остап Бендер. Совести никакой. Ну ты раз сидишь тут, хоть бы ухаживал за тем, что тебе зарабатывать дает, я уже не говорю про красоту. Ну этот хоть смелый. А у Джур - Джура тоже сидит чучело, рука на уровне пояса : "Ну дай миллиончик..." С детишек деньги берет, а приехали "крутые" - проходи-и-те пожалуйста... А около водопада - бардак. Бумажки, кулечки, упаковки от пленки... Противно.

* * *

Хаос с шеи СфинксаОбычно по Демерджи туристы ходят толпами, поэтому зверушек мы там практически не видели. А вот птицы нас радовали. Стали мы свидетелями удивительного воздушного боя. Не знаем, чем допекли те три вороны маленького сокола. Ну совсем маленького - чуть больше воробья. Да и чирикал похоже. Но очень его достали, потому что он им дал бой по всем канонам истребительного искусства -  вороны прямо взрывались в воздухе облаками перьев. Но не разлетались, а продолжали яростно обороняться. Правда, маневренности им явно не хватало. За один разворот злобный сокол умудрялся иногда атаковать двух ворон одновременно, дуплетом. Как серая молния - вжжжик - и два каскада перьев. Шума было много. "Распушил" их по полной программе. А потом еще гордо покружил над полем битвы - круг почета, так сказать.

Еще ни разу нам на Демерджи не удалось не замерзнуть по ночам. Причем ночевать все равно где - около Долины привидений, у раскопок на средине склона Южной Демерджи, на Джурле, на Босне, у Джур-джура. Там сыро и холодно по определению, не зависимо от погоды днем. На Босне нам в палатке пришлось спальники сверху целлофаном прикрывать, и то не было жарко. Особенно творчески мы ночевали как-то на середине склона Южной, как это у нас называется "У голыша" ( если знаете, у того, на котором табличка прибита "погиб во время грозы"). Там роскошная поляна , ровная как стол. И , соответственно, продуваемая всеми заблудшими в окрестностях ветрами. В тот год ветерок был преизрядный. Наше укладывание спать сильно напоминало мультфильм про трех поросят: к счастью ленивого Ниф-Нифа Бобичева сердобольные археологи чего-то Страж вершинытам копались, и оставили после себя могилки, глубокие такие , метра по два, наверное. Спать там было очень удобно, совершенно не дуло, но регулярно засыпало камешками - ветер видно решил, что "тело уже готово к погребению". Нуф-Нуфы, натуры чувствительные, сказали, что им рано еще себя хоронить и пошли втроем ставить палатку. Она хлопала так, что могла разбудить мертвого в 20 метрах и они по очереди вытаскивали друг друга из ее горячих объятий. Сергей Попов, cмотрел на это скептически, и, как истинный кандидат физико - математических наук, выстроил за полчаса фортификационное сооружение из камней и рюкзаков. Точно как поросенок Наф-Наф, но в отличие от оригинала домик Попова разваливался даже при попытках хозяина ворочаться с боку на бок...

Наш кандидат наук вообще отличается многими интересными качествами. Одна из особенностей его организма - умение быстро переваривать пищу. Нет, скорее сжигать продукты. Идет себе человек, идет и вдруг заявляет: - Каша кончилась!... Еще часа полтора : - Мясо кончилось!... Еще часок и на одном из шагов нога замирает в воздухе и... ВСЕ! Доставайте мне шоколадку !!! Наша реакция на это заявление обычно более чем прохладная - шоколад на солнце тает, посему мы прячем его на дно рюкзака. Ну и начинается цирк. Ага, не даете!!! >8-Е Ну вечером я Вам всем примус не дам!!! Сам в горы уйду...

И как они там, на скалах живут - непонятно.Демерджи, кстати, как любая другая гора, не такая уж и по-домашнему доступная и безопасная. Только в урочище Джурла 2 памятника погибшим спасателям... Мы весьма плотно познакомились с ее "черным норовом" впервые после пожаров в 1995, когда покупавшись в Джур-Джуре забрели в горельники в урочище Хапхал, сбились с тропы и в течении четырех часов выбирались на обрывы в сторону Босны. Лес был ужасен - все покрывал толстый слой копоти. Черная как смоль земля, черные камни,  стволы деревьев без коры, обугленные пни, только травка зеленая местами пробивается... Ветер чуть шевелит остатки листьев, и только треск веток под ногами... И на каждом шагу проваливаешься по щиколотку в горелые листья,   а если падаешь, то поднимаешься вывозившись весь, как черт. Падать нам пришлось не раз - склон был в лучшем случае 45, а так под 60, местами можно было отдыхать стоя, прислонившись спиной к нашей "тропе". Навсегда запомнится упавший Попов , как он перевернулся на спину и молча поехал вместе с рюкзаком вниз, в грохочущем море щебенки, растопырив руки - ноги в тщетных попытках вырулить на дерево метрах в 15... и отчаянье в глазах Наташки Максимовой, когда она двинулась чуть правее, зашла в тупик и сползала на четвереньках вниз, теряя драгоценные метры... и вопрос мрачного Бобичева "ну что, дальше вверх или уже можно идти вниз ???" А не так далеко уже была яйла и заветные шоколадки, и традиционные шпроты с лимоном...

"Екатерина" вблизи очень мало похожа на царицу А потом еще был год 1996, когда Бобичев еще на море сказал, что от Джур - Джура на Демерджи он больше не полезет, хоть ты его режь, и прошел дождь, и мы на этот раз 6 часов бродили  в тумане по тем же самым местам, может на километр левее. И было еще хуже - шаг вверх и 2 метра вниз по размокшей глине, а когда камень в пару кубометров шевельнулся под нами и сдвинулся вниз нам стало совсем не до шуток. Мокро было как в могиле поздней осенью. Еще и холодные щупальца тумана прогуливались между деревьями и медленно сползали вниз по склонам, забираясь по дороге под капюшоны ветровок... Слева уже минут сорок ходьбы был обрыв, справа стенка становилась все круче, а мы ползли по шишкам по все сужающейся полоске зелени и уже присматривали место поровнее, где хоть спальник можно положить... Когда начало темнеть мы пришли к состоянию идти на четырех конечностях, причем совершенно не требовалось наклоняться. Полоска зелени убыла до трех метров, потом до двух... И мы сели вдвоем завернувшись в плащ-палатку и пытаясь хоть как-то согреться , а Слава Греча без рюкзака пополз вверх на разведку. Минут через 20 он вернулся. Потом он рассказывал, что первым порывом у А еще по ночам бывает ХОЛОДНО !!!!него было сказать "Ну все, конец..." но что-то в наших  глазах заставило его сказать "выбрались".  И мы двинулись дальше. Бобичев только проводил взглядом   сбитую веткой шапочку, которая покатилась вниз, вниз... А тропа в конце сузилась до 30 сантиметров - как раз чтоб прижавшись к стенке можно было приставным шагом перебраться через самое узкое место. А там еще шагов 20 и - ВСЕ!!! Только тот, кто это хоть раз чувствовал, может понять что такое "ВСЕ". Когда лежишь, отбросив в сторону рюкзак, раскинув руки - ноги и нет никаких мыслей, кроме "Ну все, уже все, уже все это позади". Мы отползли от края метров на 200, сварили самый жиденький супчик, насилу запихали его в себя, чут ли не на четвереньках поставили палатку и укрыв спальники целлофаном отключились.

Фотографий этих эпизодов просто нет в природе - камера была предусмотрительно упакована в рюкзак.